Объявления

Школа яхтенного капитана
Один из самых популярных учебников яхтенных рулевых 1-го класса и яхтенных капитанов, выдержавших 3 переиздания.
www.seamedia.ru
Адрес и телефон

Сварочные столы
Оборудование для обработки листового металла и производства и реализации систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
www.spb-it.ru
Адрес и телефон

Продажа подержанных автомобилей
"АвтоПетербург" - Автомобили с пробегом, выкуп авто, Trade-In в Санкт-Петербурге
www.usedcarsspb.ru
Адрес и телефон

ПАРУС

ПАРУС - Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой П.) или вдоль него (косой П.). К П. также относятся аэродинамические и эквивалентные им жесткие оболочки (см. Парус-крыло). Впервые П. появился 5-6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, несколько позже и независимо - в Китае, Восточной Азии, Океании и Южной Америке. Вначале это был один прямой П., укрепленный на съемной мачте. Дополнительные к основному П. появились на римских кораблях во II - I вв. до н. э. Относительно малого размера прямой П. - артемон стали укреплять на короткой, сильно наклоненной вперед носовой мачте, со временем превратившейся в бушприт. Пространство между топом (верхней частью) мачты и ноками (оконечностями) рея стали заполнять двумя небольшими треугольными П. Использование дополнительных парусов, в особенности артемона, расширило возможности управления судном, доступным стало хождение не только при попутных, но и при боковых ветрах. Большие возможности следовать острыми к ветру курсами дали косые, первоначально латинские П., изобретенные египтянами или пришедшие с Востока в IV в. н. э. Треугольные П., растянутые длинной передней шкаториной по сильно наклоненному вперед рею, позволили судам галсами подниматься "на ветер", т. е. фактически ходить против ветра. Для увеличения площади парусности при слабых ветрах в XIV в. были введены бонеты: куски парусины, которые при необходимости пришнуровывались к нижней шкаторинам основной П. Впоследствии они вошли в общий покрой, и возникла система рифления П., позволявшая уменьшать их площадь при усилении ветра. В XV в. появился еще один П. - марсель, поднимаемый над основными П. В конце XV в. ввели в употребление блинд - П., располагавшийся под бушпритом и во многом повторявший забытый к тому времени артемон. В XVII-XVIII вв. на крупных парусных судах стали использовать косые паруса бушприта (стаксели и кливера), отказавшись от менее удобного блинда. В конце XVII в. изобрели лиселя - выдвижные дополнительные П., наращивающие прямые основные П. по бокам. В XVIII в. утвердились брамсели и бом-брамсели - прямые П., располагаемые выше основного П. и марселя. В XIX в. к ним прибавились располагаемые еще выше трюмсели и мунсели, а затем чрезмерной величины марсели и брамсели были разделены на верхние и нижние. В конце XIX в. впервые применена разрезная бизань - разделенный по высоте трисель. В начале XX в. в практику введено множество изобретений, позволивших облегчить управление парусами и их обслуживание: механическое рифление прямого П. (наматывание на вращающийся рей), брасовые лебедки для брасопки реев (поворота их в горизонтальные плоскости), самотормозящиеся лебедки для подъема и спуска подвижных реев. П. современных судов и яхт весьма разнообразны по размерам и конструкции. Простейшим является прямой П. в форме равнобокой трапеции, который верхней шкаториной крепится к горизонтальному рею, соединенному своей серединой с мачтой. Этот П. пригоден в основном для движения полными курсами, т. к. его наветренная шкаторина не обладает достаточной жесткостью, чтобы привести судно к ветру круче 60-70°. Косые П. (треугольные или неправильной формы четырехугольные) в отличие от прямого располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся следующие П. : рейковый, или люгерный, П. появился в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного П. Галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна; П. всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и П. с рейком переносили на другую сторону мачты. Соврем, вариант этого П. - балансирный рейковый П., у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика. Дальнейшим усовершенствованием рейкового П. стал г у а р и, у которого гафель почти параллелен мачте и является как бы ее продолжением. По 3 шкаторинам он пришнуровывается к рангоуту. Обладает хорошими лавировочными качествами. Короткий рангоут легко размещается в лодке, поэтому гуари часто оснащают парусно-гребные суда, где паруса используются эпизодически. Гафельный П. - другой результат усовершенствования рейкового. Отличается низким расположением центра парусности, хорошей тягой на полных курсах, однако недостаточно эффективен при лавировке. Латинский П. применялся в основном на остроносых средиземноморских судах и на лодках с аутригером, распространенных на островах Тихого океана Благодаря длинному наклонному рею, к которому пришнуровывается П., на нем появляется направленная вверх составляющая аэродинамической силы, исключающая притапливание носа. Мачта обычно короткая, сильно наклонена вперед. Латинский П. малоэффективен на острых к ветру курсах. Четырехугольный шпринтовый П. крепится одной шкаториной к мачте и растягивается по диагонали рейком - шпринтовом. Получил распространение на рыбацких судах в районах с частыми порывами ветра, т. к. для быстрого уменьшения площади П. достаточно освободить шпринтов от крепления на мачте. Шпринтовый П. всегда остается на мачте и на стоянке пришнуровывается к ней вместе со шпринтовом. Бермудский П. получил наибольшее распространение с 20-х гг. XX в. Обладает высокими аэродинам, качествами, позволяющими судну идти круто к ветру (до 30°). По передней и нижней шкаторинам крепится к рангоуту при помощи ликпаза или ползунов, скользящих по рельсам. Форма задней шкаторины поддерживается латами. На быстроходных судах типа катамаранов и тримаранов применяют П. со сквозными латами, которые обеспечивают его жесткость и неизменность профиля. У прямых П. различают лицевую, обращенную к ветру, и изнаночную стороны, у косых - только правую и левую. Прямые П. "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются". В качестве дополнительных на спорт, яхтах применяют П. спец. типов: блуперы, спинакеры, ричеры, генуи и другой, раскрой и конструкцией которых отличаются от основных. П. сшивают из отдельных полотнищ, расположение которых зависит от характера нагружения П. и системы его раскрепления (обычно их ориентируют по линии наибольших растягивающих усилий). Для того чтобы ткань не деформировалась при больших нагрузках, полотнище любого П. усиливают нашивными полосами: бантами (горизонтальными), боутами (вертикальными или наклонными, предохраняющими П. от проходящих рядом снастей), стоплатами (по углам П. и в местах прилегания П. к рангоуту). На небольших П. вдоль полотнища зашивают 1-2 складки - фальшшвы. По кромкам П. обликован - укреплен растительным (косые П. - по всем шкаторинам, прямые - по верхней) или гибким стальным (боковые и нижние шкаторины прямых П.) ликтросом. П. небольших размеров ликуют только по шкаторинам, которые крепятся к рангоуту и штагам, свободные шкаторины усиливают накладными полосами или подгибом кромки в 2-3 слоя. Отдельно на П. нашивают риф-банты - накладные полосы, усиливающие риф-гаты (отверстия для взятия рифов). Для крепления П. к деталям рангоута по соответствующим шкаторинам располагают люверсы (отверстия), обшитые парусными нитками или отделанные медными кольцами (кренгельсами). Люверсы располагают также и в углах П. для крепления снастей бегучего такелажа. В заднюю шкаторину косых П. иногда вшивают булинь для регулирования ее натяжения. Выпуклая форма соврем. П. ("пузо паруса") придается серповидностью шкаторин, использованием закладок (сужением полотнищ по направлению к передней и нижней шкаторинам), а также специальным профилированием отдельных полотнищ по кромкам.


«ПАРУС» в Интернете:

Яндекс   Google   ВикипедиЯ   Все словари  

Морские анекдоты

Один рыбак рассказывает другому:
- Мне вчера такой сон приснился! Будто сижу я в лодке, а рядом молодая, совершенно голая красавица...
- Ну, а дальше то что?
- А дальше я забросил удочку и поймал во-о-от такую рыбину!

Читать еще...


Морские тосты

На небольшом судне пассажир спрашивает капитана:
- А что будет, если мы встретимся с айсбергом?
- Айсберг поплывет дальше.
Так пусть и на нашем жизненном пути никогда не встречаются айсберги!

Читать еще...


Популярные термины

Морские новости
30.05.2014
В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014"
Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано…
24.10.2013
К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон
Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и…
24.10.2013
Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом
Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на…
21.10.2013
Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки"
Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: "БИН+1", "Команда №1", "Победители" и "Заточенный Якорь". Командам предстоит соревноваться между…
14.10.2013
Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки"
10 октября легендарный барк "Крузенштерн" отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса "БИНБАНК. Под крылом…
Все новости
Мониторинг доступности сайтаПроверено на вирусыДизайн сайта “СириусВеб”